Понедельник, 23.12.2024, 12:09
Приветствую Вас Гость | RSS

История и традиции
Гимназия сегодня
Общение
Организация - участник Конкурса им. В.И.Вернадского
 
 

 

Календарь памятных дат

военной истории России

Наш сайт признан сайтом высокого уровня!

 

Полезные ссылки:

Президентская библиотека

Персональные данные Дети

МБУК БГО "Борисоглебская централизованная библиотечная система"

Результаты независимой оценки качества оказания услуг организациями

Главная » 2011 » Март » 30 » Участвуем в работе научно-практической конференции
18:37
Участвуем в работе научно-практической конференции
29 марта 2011 года в ГОУ ВПО БГПИ состоялась городская научно-практическая конференция «Применение инновационных технологий в преподавании математических дисциплин в школе и в вузе». Своим опытом работы с присутствующими студентами БГПИ и учителями Борисоглебского городского округа поделилась учитель математики МОУ «Борисоглебская гимназия №1» Солодкова Наталия Владимировна. В докладе «Принцип минимакса как один из дидактических принципов деятельностного метода» были освещены теоретические аспекты данной темы и представлены творческие находки по указанной проблеме.
 
Принцип минимакса как один из принципов деятельностного метода обучения
 Солодкова Наталия Владимировна,
учитель математики МОУ «Борисоглебская гимназия №1»
 
Сегодня для каждого учителя актуальным является вопрос: «Как учить в новых условиях?». Ведь широкое развитие информационных сетей, новые социально-экономические условия помогли осознать каждому недостаточность любого объёма знаний для успешной самореализации человека в жизни. Учителю необходимо использовать методы, позволяющие включить учеников в самостоятельную учебно-познавательную деятельность, чтобы они сами «открывали» новые свойства и отношения, а не получали их от учителя в готовом виде. Деятельностный метод в полной мере обеспечивает возможность системного включения детей в процесс самостоятельного построения ими нового знания. Одним из принципов указанной дидактической системы является так называемый принцип минимакса. Толковый словарь обществоведческих терминов Н. Е. Яценко даёт следующее разъяснение понятию: «ПРИНЦИП МИНИМАКСА - минимум потерь и максимум достижений при решении любых проблем. П. м. должен лежать в основе деятельности любого социального субъекта». В образовании принцип минимакса заключается в том, что школа предлагает каждому обучающемуся содержание образования на максимальном (творческом) уровне и обеспечивает его усвоение на уровне социального минимума (государственного стандарта знаний). Суть данного принципа замечательно охарактеризовал автор образовательной программы «Школа 2100» Алексей Алексеевич Леонтьев: «Ученик, по той или иной причине не успевающий, слабый, ограничится минимумом. Ученик очень сильный возьмет все, что ему дают, и пойдет выше. Все остальные разместятся в промежутке между минимумом и максимумом в соответствии со своими индивидуальными возможностями, способностями, предпочтениями». Принцип минимакса позволяет решить сразу несколько проблем. Во-первых, система минимакса является оптимальной для реализации индивидуального подхода, когда слабый ученик ограничится минимумом, а сильный получит максимум. Во-вторых, для решения любой возникающей в жизни проблемы надо учиться находить нужную информацию. А принцип минимакса учит определять потребность в информации и самостоятельно ее находить. В-третьих, принцип позволяет сформировать у учащихся установку на достижение успеха, а не на уход от двойки, что гораздо важнее для развития мотивационной сферы и эмоционального здоровья. Принцип минимакса должен реализовываться на каждом уроке через индивидуальные разноуровневые задания, творческие проекты. Учеников нужно хвалить не только за правильное решение, но и за интересный ход рассуждений, неординарный подход к решению задачи, оригинальную находку, провокационный вопрос. Важен не только ответ, но и путь к нему. Принцип минимакса универсален (т.е. подходит для любого предмета) и идеален для внедрения творческих находок учителей, так как нужно создать условия для достижения максимума одними учениками и обеспечить достижение минимума другими. Предлагаю вашему вниманию несколько творческих находок, позволяющих реализовывать принцип минимакса на практике: Акция «Начни четверть с пятёрки». Объявляя и комментируя учащимся четвертные отметки, мы зачастую сталкиваемся с ситуацией «неуспешности», если отметка ниже, чем хочется обучающемуся. И ребёнок уходит на каникулы с чувством неудовлетворённости. После выставления оценок, я предлагаю учащимся задания на каникулы, за которые они получат положительные оценки. Кто-то выполняет обязательный минимум, а кто-то выполняет задания повышенного уровня сложности (задачи на смекалку или задания олимпиады «Авангард»). Проекты « А знаете ли вы, что…» и «Интересная задачка». Суть первого проекта состоит в следующем: при изучении новой темы учащиеся сталкиваются с большим количеством новых и незнакомых понятий. Некоторые из них вызывают интерес историей своего происхождения. Зачастую учителя игнорируют эти вопросы, что недопустимо, так как интерес в этом случае со стороны учащихся очень быстро пропадает. Я предлагаю учащимся к следующему уроку подготовить сообщение или презентацию с интересными фактами об изучаемом понятии. Таким образом, повышается мотивация учащихся и формируются учебно-познавательные и информационные компетенции. Второй проект предполагает создание презентации по придуманной или найденной в дополнительной литературе интересной задаче. Созданный продукт предлагается одноклассникам для решения. Учащиеся получают удовлетворение и от процесса творчества, и от процесса презентации своего творения, и от полученной оценки. Я считаю, что девизом принципа минимакса могут стать слова: «Максимум оценок - минимум отметок». Это означает прежде всего правильную организацию индивидуальной деятельности ученика для познания и осознания окружающего мира, деятельности, в результате которой собственно и формируются личностные качества - развивается мышление и речь, чувства и эмоции, воля и целеустремлённость, творческие способности и мотивы деятельности. А как результат – повышение качества знаний и успешность ученика, к чему стремятся все педагоги.
Категория: 2010-2011 учебный год | Просмотров: 1405 | Добавил: yana | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Школа новых технологий

Календарь
«  Март 2011  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
Архив
Поиск
Другое дело