Понедельник, 23.12.2024, 11:48
Приветствую Вас Гость | RSS

История и традиции
Гимназия сегодня
Общение
Организация - участник Конкурса им. В.И.Вернадского
 
 

 

Календарь памятных дат

военной истории России

Наш сайт признан сайтом высокого уровня!

 

Полезные ссылки:

Президентская библиотека

Персональные данные Дети

МБУК БГО "Борисоглебская централизованная библиотечная система"

Результаты независимой оценки качества оказания услуг организациями

Главная » 2011 » Февраль » 10 » Актуальная проблема научно-методического семинара
16:40
Актуальная проблема научно-методического семинара
        НАША НОВАЯ ШКОЛА пребывает сегодня в состоянии изменения содержательных и организационно-педагогических форм построения образовательного поля. В концептуальных подходах к осуществлению уже начатых и планируемых преобразований в ряд ведущих закономерно выдвигается проблема подготовки таких молодых людей, которые способны к целостному и системному анализу сложных вопросов современной жизни общества. Именно поэтому особую актуальность приобретают такие принципы, как гуманизация и гуманитаризация образования, направленные на формирование личности ребёнка, обладающего не только глубокими предметными знаниями, компетентностями, но и поликультурным кругозором и гуманитарной грамотностью. С гуманитаризацией образования связывается поиск эффективных педагогических средств инструментального, культурологического, аксиологического и личностно-развивающего характера. Научное осмысление результатов этого поиска создает предпосылки для определения перспективных направлений повышения эффективности и качества процесса гуманитаризации образования.    
         Мне очень приятно, что мои коллеги, учителя кафедры методики преподавания гуманитарных дисциплин МОУ «Борисоглебская гимназия №1», хорошо понимают: содержательную сторону жизненной перспективы выпускника составляет система ценностных компетенций, которая в свою очередь определяет основные мотивы устремлений и поведения индивида, оказывая влияние на все сферы его жизнедеятельности.
         9 февраля 2011 г. на научно-практическом семинаре «Современное гуманитарное образование: аксиологический аспект» (форма проведения - мастер-класс) педагоги кафедры поделились с коллегами опытом работы по формированию и развитию у гимназистов ценностных компетенций, нравственных, духовных качеств на уроках русского языка, литературы, истории и обществознания.
         Каждого выступающего отличали высокий профессионализм, творчество, индивидуальный подход к разрешению одной из самых актуальных проблем современной школы.
         Спасибо вам, уважаемые коллеги, за ваше неравнодушие, понимание того, что от каждого из нас зависит завтра каждого ученика, гражданина, а значит, страны в целом.
Заместитель директора по УВР МОУ «Борисоглебская гимназия №1» Н.А. Епанчина
 
Далее подробнее …
 
В.Н. Краюшкина, учитель русского языка и литературы, зав. Кафедрой методики преподавания гуманитарных дисциплин; В КК
Тезисы выступления:
 - «…современное гуманитарное образование предполагает прежде всего обращение к аксиологическому аспекту»;
- «Аксиологический, или ценностный подход, выступает своеобразным "мостом" между теорией и практикой. Смысл аксиологического подхода раскрывается через систему аксиологических принципов: равноправие взглядов в рамках единой гуманистической системы ценностей при сохранении разнообразия их культурных и этнических особенностей; равнозначность традиций и творчества, взаимообогащение диалога между традиционалистами и новаторами; диалог и подвижничество. Согласно этой методологии, одна из первостепенных задач современного образования – выявление гуманистической сущности гуманитарных наук, ее отношение к человеку как субъекту исторического процесса…»;
 - «…только личность, обладающая основами духовной культуры, способна обеспечить национальную безопасность и устойчивое развитие возрождающейся новой России. В этом контексте следует обратить серьёзное внимание на гуманитарно-культурологические подходы в подготовке к жизни молодёжи, развитие молодых людей как субъектов культуры, стержнем и основным содержанием которой будет гуманизм»;
- «В традициях и национальной культуре России в качестве идеала закладывались такие черты, как правдолюбие, совесть, нравственная чистота, стремление творить добро, совершать подвиги ради людей. Эти качества поддерживаются народными традициями и являются стержневыми компонентами личности человека. В целом – и это очень важно в контексте рассматриваемой нами проблематики – они совпадают и с общечеловеческими ценностями, сформированными в рамках христианского нравственного идеала»;
- «Педагог должен обладать рядом профессиональных и личностных качеств: выступать носителем духовной культуры, иметь целевую установку на личностно-деятельностный и аксиологический подходы и стратегию сотворчества; исповедовать духовные, нравственные ценности...».
 
Э.В. Крылова, учитель русского языка и литературы; В КК
Тезисы выступления:
- «Отечественное образование как определяющий социальный институт духовного развития личности призван обеспечить:
· приобщение молодежи к духовным ценностям общества;
· воспитание нравственной чистоты; · создание условий для развития человека как субъекта культуры и собственного жизнетворчества;
· развитие творческого потенциала, способностей в жизненном самоопределении и самореализации»;
- «…на уроках русского языка и литературы в 5-х – 6-х классах я часто обращаюсь к истинным «витражам мудрости» – пословицам и поговоркам…»;
- «необходимо помнить, что пословицы и поговорки воспитывают у подрастающего поколения чувство патриотизма, любовь к труду, уважение к народу, создавшему эти сокровища…»;
- «Влияние уроков литературы на общее состояние детского чтения и развитие грамотности стало предметом обсуждения практических конференций.
Вот к каким выводам пришли педагоги-практики:
1) принципы преподавания литературы в школе сегодня… не способствуют развитию у младших школьников любви и интереса к чтению;
2) историко-литературный и литературоведческий подходы к изучению литературы практически исключают из своих целей эмоциональное и социальное развитие ребенка;
3) из школьного курса литературы совершенно выпадает детская литература;
4) «..нельзя полностью рассчитывать на то, что учитель сможет по собственному усмотрению вводить в общеобразовательную программу по литературе произведения»;
5) «…будем продолжать «сеять разумное, доброе, вечное…»»
 
И.Я. Мышьякова, учитель русского языка и литературы; I КК
Тезисы выступления:
- «Всякий, кто сознает себя человеком, понимает, что вне литературы нет ни блага, ни наслаждения, ни даже самой жизни». М. Салтыков-Щедрин
- «Характерной приметой нашего времени является повышение статуса гуманитарных наук, наблюдающееся во всем цивилизованном мире. Это и не удивительно, так как развитие общества по технократической траектории практически исчерпало свой потенциал»;
- «Новое мышление – это, прежде всего, отстаивание вечных общечеловеческих духовных ценностей, это защита нравственных принципов, которые веками вырабатывало человеческое сознание. Это вдруг понятая и прочувствованная ностальгия по добру, красоте и гармонии, благородной и прекрасной земной участи человека, стремящегося быть лучше, чище, достойнее…»;
- «…к сожалению, современный учитель-словесник работает в условиях такого сокрушительного духовного и нравственного слома, который в России вряд ли когда-либо наблюдался…»;
- «Отношение к былой царице школьных предметов - литературе - в последние годы резко переменилось..»;
- «… руководствуюсь высказыванием замечательного писателя В. Распутина: «В руках у учителя литературы самое богатое наследие в мире, самое влиятельное на душу учение о добре, самые чудные страницы о детстве... Это могучая духовная ограда от зла...»;
- «…назрела великая необходимость повернуться государству и обществу всеми своими ресурсами, всеми своими силами к человеку, к добру и созиданию…»
 
Т.И. Шаталова, учитель русского языка и литературы; В КК
Тезисы выступления:
- «…использование аксиологического принципа в изучении литературы в старших классах позволяет соединить эстетический и нравственный аспекты прочтения художественного произведения»;
- «Школьникам необходимы ценностные ориентации, которые в полной мере может дать им русская проза XX века, воссоздающая картину народной жизни и народной мудрости, исподволь, ненавязчиво, воспитывающей читателя…»;
 - «…стержневыми компонентами личности человека являются такие качества, как правдолюбие, совесть, нравственная чистота, стремление творить добро, совершать подвиги ради людей»;
- «На уроках литературы в старших классах аксиологический принцип успешно реализуется при изучении русской прозы XX столетия на примере творчества Шолохова, Булгакова, Платонова, Солженицына и др…»;
- «Литература развивает духовный опыт учащихся, на основе которого только и открываются человеку высшие нравственные ценности»;
- авторами общеобразовательных программ по литературе (Т.Ф. Курдюмовой, В.Я. Коровиной, А.Г. Кутузовым, Г.И. Беленьким, В.Г. Маранцманом) недостаточно учитывается аксиологический принцип применительно к такому сложному периоду в развитии русской литературы, как XX столетие»;
- «Сегодня можно констатировать учет аксиологической проблематики при создании новых программ по литературе, стремление выстроить курс по литературе таким образом, чтобы активизировать чтение и понимание учащимися художественных произведений, а также активизировать их мыслительную деятельность».
 
Ж.М. Голомазова, учитель истории и обществознания; В КК
Тезисы выступления:
- «Ценности задают одну из возможных предельных рамок социокультурной активности человека (любого другого социального субъекта)…»;
- «Вопрос о ценностях на сегодняшний день является вполне дискуссионным, обсуждается на государственном уровне, в общественной среде, молодежной среде (например, молодежный гуманитарный форум «Идеология» и др.)»;
- «В условиях модернизации образования был внедрен термин «компетенции», что соответствует ценностным ориентациям и запросам современного общества. По мнению специалистов, подобные ценности реализуются в существующих социальных нормах…»;
- «Для начала сложного разговора о семье, патриотизме, долге, чести, красоте и т.п. на уроках обществознания я часто использую визуальный прием – анализ социального ролика, взятого из Сети…, впоследствии такие ролики предлагают сами учащиеся»;
- «Я рада, что мои ученики готовы на каждом уроке обсуждать, философствовать, анализировать, отстаивать в дебатах свое видение разрешения той или иной нравственной проблемы»;
- «Задача учителя - формирование высокодуховной и высококультурной личности».
 
О.В. Барскова, учитель истории;
I КК Тезисы выступления:
- «В современной России осознается падение нравственности, что означает смену ценностных ориентаций людей под влиянием различных обстоятельств, в том числе и экономической неустроенности»;
- «Философы, социологи, политологи отмечают, что в стране складывается новая морально-нравственная атмосфера, идет переоценка ценностей, их творческое переосмысление, развернулись дискуссии о путях преобразований в экономике, социальной и духовной сферах»;
- «Одной из важнейших общечеловеческих ценностей является любовь к Родине, т.е. чувство патриотизма»;
- «Уроки истории призваны помочь учащимся пережить и осмыслить все положительное, что было в прошлом…»;
- «…знания о Родине должны вызывать не только гордость за ее достижения, но и сердечную боль, тревогу, озабоченность тем, что у нас не все еще так, как должно быть…»;
-«Думаю, что на современном этапе развития российского общества, с его противоречиями и проблемами, трудно переоценить значение КРАЕВЕДЕНИЯ в системе образования и воспитания»;
- «В образовательном учреждении воспитательная работа не может рассматриваться как набор отдельных мероприятий…».
   
 
 
Категория: 2010-2011 учебный год | Просмотров: 1323 | Добавил: yana | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Школа новых технологий

Календарь
«  Февраль 2011  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28
Архив
Поиск
Другое дело