Пятница, 26.04.2024, 09:08
Приветствую Вас Гость | RSS

История и традиции
Гимназия сегодня
Общение
Организация - участник Конкурса им. В.И.Вернадского
 
 

 

Календарь памятных дат

военной истории России

Наш сайт признан сайтом высокого уровня!

 

Полезные ссылки:

Президентская библиотека

Персональные данные Дети

МБУК БГО "Борисоглебская централизованная библиотечная система"

Результаты независимой оценки качества оказания услуг организациями

Мариинская гимназия

18 сентября 1882 года в газете "Тамбовские губернские ведомости" была опубликована присланная из Борисоглебска следующая корреспонденция (приводится в сокращенном виде):

«31-го ч[исла] августа текущего года у нас происходило открытие женской прогимназии. В присутствии представителей города, местных почётных лиц и родителей воспитанниц был отслужен молебен, по окончании которого законоучителем прогимназии священником И. А. Грековым в кратком, но глубоко прочувствованном соответственно цели торжества слове сказано было следующее приветствие:

« Приветствуем вас, представители города и члены попечительного совета, со днем исполнения вашего желания и с достижением цели. В особенности приветствуем вас, дети, с днем радости и торжества, днем, которым начинается для вас жизнь новая, жизнь приятного труда, жизнь света. До этого дня многие из вас жили большею частью дома, под опекой любящей матери, в кругу родной семьи, которая охраняла вас от неприятностей, которая удовлетворяла вашему детскому любопытству и, так или иначе, развивала ваши душевные силы. Теперь вы, вступая в это заведение, поступаете под руководство новых воспитателей; здесь вы встретитесь с новыми подругами. Не страшитесь, дети, этой новой обстановки и здесь, взамен матерей, вы встретите добрых любящих вас воспитательниц, которые с такой же заботливостью, с такой же любовью будут ухаживать за вами; кроме того, будут знакомить вас с миром новых, ещё вам незнакомым, а как это хорошо!... Но, дети, будьте добры, внимательны и послушны своим новым наставницам, не ленитесь учить даваемые вам уроки. Злые, невнимательные, ленивые и непослушные дети причиняют вред себе и много, очень много, горя и неприятностей своим  как своим родителям, так и воспитателям. Избегайте же этого, дети! Между собою живите в дружбе и любви: всякий из вас, чем может, пусть помогает своим подругам. Все вы здесь равны между собой, все составляете одну общую семью, охраняемую и руководимую одними и теми же воспитателями. Живя так, вы исполните закон Христов и будете чадами Того, Кто с высоты небес преподает вам свое благословение, с такой же любовью с какой преподавал его некогда счастливым Евангельским детям. Он ниспошлет вам благодать Святого духа, дарующего и укрепляющего ваши душевные силы, чтобы возрасти вам во славу Создателя, на утешение родителям, на пользу Церкви и Отечеству.

Наше заведение, открываемое ныне, должно давать обществу членов, полезных Церкви и Отечеству. На нас, преподаватели, лежит эта обязанность. Я не буду говорить о её важности и трудности; всякий из нас, так или иначе, подготовлялся к этому. Скажу только, мир и общение пусть будут между нами, -это верные спутники предстоящего нам трудного пути. Пусть всякое предприятие в деле воспитания, всякая мера будет общим нашим достоянием. Тот же мир и тоже общение да будет между нами и вами, гг. члены попечительного совета и почтенные родители детей. Если в каком нибудь другом деле неприятно и нехорошо разногласие, то в деле воспитания уже вовсе не должно быть места на ссоре, ни разногласию. Здесь нет места личным интересам, нет места партиям. Стремление всех должно быть направлено к одной общей цели: воспитать юных детей в духе веры, чтобы из них вышли члены-христиане, единым сердцем и «единые усты» славящие и воспитывающие Господа».

 После этого участвующим в торжестве был предложен завтрак, который в приятной беседе, при пожеланиях всего хорошего вновь открытому учебному заведению, прошёл очень оживлённо.

Торжество это произвело на всех горожан отрадное впечатление. Мы, со своей стороны, от души желаем успеха вновь открывшемуся заведению и ожидаем от него полезного будущего.                                                И. К.»

Как выясняется, под этими инициалами скрывался тогда ещё очень молодой, но уже чрезвычайно деятельный мещанин Иван Егорович Каверин, который впоследствии (с 1906-го по 1914 год) занимал выборную должность Борисоглебского городского головы. 

Открытие женской прогимназии состоялось 1 сентября [по новому стилю – 13 сентября] 1882 года в полном объёме трёх классов, и с того же времени началось в них преподавание.

По уставу о женских гимназиях и прогимназиях, ближайший надзор и попечение о содержании этих заведений возлагаются на попечительные Советы, избираемые теми обществами, которые участвуют в расходах по содержанию. Следовательно, по отношению к Борисоглебской женской    Действия попечительного Совета открыты 26 мая, и в том же заседании состоялись выборы на должность председателя Совета Д. В. Садомцева, кандидата на время его отсутствия А. Ф. Рыжкова и в начальницы прогимназии — жену врача В. П. Толпегину, а впоследствии, 27 сентября, избрана и почётная попечительница, звание которой, по просьбе Совета, приняла на себя жена почётного гражданина города Борисоглебска — княгиня Елизавета Григорьевна Волконская.

С открытием преподавания педагогический надзор прогимназии обратил внимание Совета на неудобство занятого помещения в том отношении, что одна из больших комнат, назначенная для первого класса, может вместить в себе только 26 учениц, в то время, когда число принятых в этот класс достигает уже 48. Не имея возможности найти другое, более соответствующее помещение, попечительный Совет должен был помириться с этим положением, прекратив дальнейший приём учениц в первый класс; но обстоятельство это имело своим последствием то, что, ввиду предстоящей подготовки дома, предназначенного под постоянное помещение женской прогимназии, городскую управу просят, при составлении плана на предстоящие в этом случае переделки, в отношении распределения классных комнат и устройства гигиенических приспособлений, обратиться к совету г[осподина] инспектора мужской прогимназии и врачей, а затем самый чертёж плана заблаговременно сообщить на рассмотрение Совета.

Постройка мебели, приобретение учебных пособий, все классные и домашние принадлежности женской прогимназии исполнены попечительным Советом за счёт кредита, определённого городской Думой на содержание женской прогимназии и согласно указанию педагогического надзора. Денежные счета, относящиеся к этому предмету, в общей сумме показаны в отчёте городской управы, в распоряжение которой передаются все документы, подтверждающие собою произведённые расходы.

По Уставу о женских прогимназиях, определение окладов преподавателям зависит от попечительного Совета; но, имея ввиду, что намеченные в докладе городского головы и согласованные Думой штаты служили ей за основание при первоначальном разрешении вопроса об учреждении женской прогимназии в Борисоглебске, Совет не счёл удобным изменять их в общей сумме, и только, следуя указаниям членов педагогического надзора, допустил частные перемены, которые представлялись необходимыми в интересах самого заведения.

Таким образом, оклад

начальнице оставлен по-прежнему в сумме ………..  500 р. 00 к.

законоучителю вместо 240 р. назначено ……………  276 р. 90 к.

преподавателям:

русского языка, вместо 440 р. ……………………….  507 р. 50 к.

математики, вместо 480 р. …………………………...  553 р. 80 к.

истории и географии, вместо 320 р. ………………...  369 р. 20 к.

немецкого языка, вместо 420 р. ……………………..  506 р. 10 к.

французского, вместо 420 р. …………………………  506 р. 10 к.

чистописания, вместо 240 р. …………………………  180 р. 00 к.

рукоделия, вместо 120 р. ………………………...…..  180 р. 00 к.

 

Размер платы за право обучения, предоставленный по Уставу также на усмотрение попечительного Совета, оставлен им в том виде, как назначено было городской Думой, т. е. за все обязательные предметы вообще 25 р., а за каждый из необязательных (французский и немецкий языки) по 5 р. Затем, применяясь к тому порядку, какой существует в учебных заведениях в отношении бедных и неимущих воспитанниц, попечительный Совет определил, что число освобождаемых от платы за обучение, не должно превышать 10% всего наличного комплекта. Если же число неимущих воспитанниц будет выше означенного предела, то для уплаты за них взноса организовать особый фонд путём частной благотворительности.

На вторую половину 1882 года от взноса платы за счёт самой прогимназии освобождены следующие ученицы.В первом классе: Марья Леденева, Анна Коноплина, Татьяна Гаврилова, Марья Любимова, Марья Волостных, Татьяна Орлова, Александра Хмырова и третьего класса Татьяна Разумова и за счёт благотворительного фонда дочь диакона [городской Казанской церкви, что на современной Садовой улице] Виктора Эдемского Серафима.

Освобождая от платы поименованных учениц, Совет руководствовался, во-первых, предоставленным ему на этот случай правом по Уставу, а во-вторых, сознанием, что всякая помощь и содействие бедным должны идти прежде всего от общества, к которому они принадлежат. На первый раз, за невозможностью определить степень успехов и прилежания освобождаемых, Совет принимал в соображение только материальное положение, но с тем, чтобы впоследствии освобождение допускать только для тех воспитанниц, которые окажут успехи не ниже требующихся для перевода в высший класс. 

Начальница прогимназии, как уже сказано было прежде, жена врача Вера Порфирьевна Толпегина, получившая воспитание в Николаевской женской гимназии, где окончила курс с наградою золотой медалью. Она же преподаёт в прогимназии историю и географию.

Законоучитель — священник Иван Антонович Греков, окончивший курс в Тамбовской духовной семинарии.

Преподавательница русского языка — девица Елизавета Порфирьевна Турчанинова, окончила курс в Николаевской  женской гимназии.

Преподавательница математики — девица Антонина Дмитриевна Никулищева, окончила курс в Харьковской женской гимназии.

Преподавательница французского языка — девица Любовь Константиновна Кремпин, окончила курс в Московском Александровском институте.

Преподавательница немецкого языка – девица Марья Оттовна Лауфган, воспитание получила в Дерптском пансионе.

Учительница чистописания — девица Марья Сергеевна Гурьева, воспитание получила в Тамбовском духовном женском училище.

Учительница рукоделия — девица Александра Львовна Михайлова, воспитание получила домашнее.

Надзирательница — девица Анастасия Петровна Рождественская, воспитание получила в Тамбовском духовном училище.

22 июня 1898 года министр народного просвещения Российской империи подписал приказ-распоряжение о преобразовании женской прогимназии в г. Борисоглебске Тамбовской губернии в полную гимназию.30 марта 1899 года Борисоглебский городской голова – купец Дмитрий Алексеевич Гаврилов направил тамбовскому губернатору на утверждение проект специально предназначенного для женской гимназии здания, предполагаемого к строительству в самом центре исторической части Борисоглебска – на Преображенской (Новособорной) площади. Ответ из Тамбова, а точнее – из так называемого Техническо-совещательного присутствия Строительного отделения Тамбовского губернского правления, датированный 24 апреля, был удручающе неутешителен: проект возвратить на доработку, так как в нём ещё слишком много недостатков.

Городской голова, проявив присущий ему незаурядный купеческий талант уговорить кого угодно,  совершил свой маленький подвиг на благо родного города. 7 мая 1899 года он лично представил уже переделанный проект тамбовскому губернатору Сергею Дмитриевичу Ржевскому, имел с ним непродолжительную беседу, результатом которой стало то, что в тот же день 7 мая проект здания Борисоглебской женской гимназии был утверждён не только Стройотделением губернского правления, но и самим тамбовским губернатором.А 15 мая в Борисоглебске уже начались работы по строительству специально предназначенного для женской гимназии здания.Устройство водопровода, канализации и внутренние отделочные работы в новом здании гимназии продолжались вплоть до конца августа 1900 года.Торжественное же открытие и начало учебных занятий в наконец-то достроенном здании Борисоглебской семиклассной классической женской гимназии состоялось 10 (23) сентября 1900 года.

Учебная программа прогимназии и гимназии

 (на основе экспонатов историко-краеведческого музея «Наследие»:

 «Билета» и черновика Матвеевой Е.С.)

   Перед Вами «БИЛЕТЪ», полученный Матвеевой Екатериной, ученицей второго класса Борисоглебской прогимназии. Этот документ даёт нам представление о том, что порядок определения летних каникул, их протяжённости и сведениях, которые предоставлялись родителям об успеваемости их дочерей, определялся положением о женских гимназиях и прогимназиях ведомства Министерства Народнаго Просвещения, ВЫСОЧАЙШЕ утверждённого 24 мая 1870 года.

Этим же документом определялся перечень учебных предметов, изучаемых во втором классе. К ним относятся Закон божий, русский язык с церковно-славянским, арифметика, всеобщая и русская география, история, естественная история, чистописание, рукоделие, французский язык. Баллы выставлялись также и за поведение, прилежание и, что наиболее интересно, внимание. Основными отметками по этому положению признавались 5,3 и 1.

   Причём пятёрка ставилась «за основательное знание всего пройденного, при отличном прилежании и внимании и при таких письменных работах, которые могут служить образцом для всего класса. 3 предоставляется ученицам, которые знают пройденное на столько твёрдо, чтобы без затруднений учиться далее и вообще уровню своего класса соответствуют. 1 означает познания слабые, при малом понимании пройденного и недостаточном прилежании и внимании. Затем 4 служит оттенком 5 и означает познания также основательные, но, за недостатком должного прилежания или внимания, не всегда применяемые надлежащим образом в устных ответах или в письменных работах. Наконец, 2 служит оттенком единицы и предоставляется ученицам, которые стоят ниже уровня своего класса и сбиваются иногда в ответах даже на главные вопросы, но, при усиленном прилежании со своей стороны и таковом же внимании в классе особенно же с постороннею помощью, могут ещё идти вперёд и возвыситься до среднего уровня своего класса.

    Успехи Матвеевой Екатерины были далеко не блестящие: так, по русскому языку она имела два и три четверти, а по рукоделию четыре с четвертью. И этому есть объяснение: оно кроется в другом документе – черновике. История его обнаружения весьма интересна. Во время ремонта и реорганизации гимназии во двор были выброшены ненужные бумаги, предназначенные для отправки в макулатуру. Каково же было удивление, когда совершенно случайно ученик, помогавший грузить бумагу в грузовик, поднял с земли неказистую, да ещё и объеденную мышами тетрадку. Ею был черновик Екатерины Матвеевой, а в нём находился отпускной билет. Таким образом, музей гимназии вновь обрёл бесценный документ.

Из него мы узнаём уровень знаний гимназисток прогимназии в конце XIX века. И этот уровень отнюдь не низок по сравнению с настоящим. Так, ученицы прогимназии получали устойчивые знания по анатомии животных: несколько страниц черновика занимают конспекты по строению тела животных и человека. Цитирую: «костная ткань состоит из фосфорно-кислой извести; костей в человеке насчитывается около 250; у коровы желудок с 4 отделениями; первый называется рубец, второй рукав, третий книжка, четвёртый сычуг». И тому подобное. И в русской грамматике знания гимназисток были весьма серьёзными: случаев употребления запятой в черновике упоминается около десятка. Снова цитата: «между главным и придаточным предложением; при перечислении; когда предмет разлагается на части; когда между ними стоит союз потому что » и так далее. Что касается арифметики, то тут дела обстоят ещё сложнее: «163,8  4 ½ : 7,2 :11,7». Знали гимназистки и действия с пропорциями, решали простейшие уравнения, оперировали дробями. Поэтому обывательское представление о том, что в гимназии в конце XIX века учиться было легко и просто из-за примитивного учебного плана, разбивается в пух и прах.

 

Школа новых технологий

Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Архив
Поиск
Другое дело