Четверг, 15.05.2025, 12:04
Приветствую Вас Гость | RSS

История и традиции
Гимназия сегодня
Общение
Организация - участник Конкурса им. В.И.Вернадского
 
 

 

Календарь памятных дат

военной истории России

Наш сайт признан сайтом высокого уровня!

 

Полезные ссылки:

Президентская библиотека

Персональные данные Дети

МБУК БГО "Борисоглебская централизованная библиотечная система"

Результаты независимой оценки качества оказания услуг организациями

Краеведческое эссе

Эссе

 «Обыкновенная история одного необыкновенного дома»

(Памятники деревянной архитектуры города Борисоглебска)

 Выполнила: Хлыстун Анна Константиновна   

                            Научный консультант: Апальков Ю.А. директор борисоглебского  историко-художественного музея

                                     Руководитель:  Барскова О.В.                              

Борисоглебск 2012 год

     Первое, что появляется на рисунках любого малыша – это мама, солнце и ДОМ. Маленький человек уже интуитивно чувствует, что это не просто строение. Пройдет совсем немного времени, и он узнает, что дом – персонаж истории целого народа, представитель его ментальности, традиций, памятник душе его.

     Дома города Борисоглебска не похожи один на другой, они воплощают  в себе характеры, биографии, неуловимые черты нравов и быта. Старинные дома притягательны особо, так как хранят отпечатки большого и сложного человеческого опыта, необыкновенных историй и судеб.

     Родной город открывался для меня постепенно: в детстве, на уровне подсознания, я воспринимала его как чудо, дивную сказку, героями которой выступают дома. Сейчас я вижу не только внешнюю красоту, но и осознаю, что это симбиоз тонкой архитектурной идеи, старинных традиции и богатого духовного наследия.

     Чиновники, отвечающие за охрану памятников, не проявляют должной активности в охране памятников культуры и истории. Если продолжить сравнение с героями сказок, то деревянное зодчество Борисоглебска словно атакуют какие-то неведомые темные силы, атакуют решительно, с напором. Постепенно в небытие уходит красота старой застройки города. Огорчительно видеть это!

     Уничтожить красоту легко. Создать чрезвычайно трудно. Красота бесценна, поэтому ее нужно тщательно оберегать. Как легко утратить память и порвать тонкую нить, связывающую нас с прошлым! Меня очень тревожит проблема сохранения духовного наследия. «Пренебрежительное отношение к прошлому, - отмечал народный архитектор СССР Е.Г. Розанов, - проблема не столько, я бы сказал, архитектурная, сколько нравственная».  Моя работа-  это попытка внести свою лепту в защиту погибающей и уничтожаемой красоты.

     Предметом моего исследования стал старинный дом, построенный для купца Аверьянова в конце 19 века. Дом Аверьянова находится на улице Юбилейной под номером 74. Ранее эта улица носила название Базарной и являлась восточной границей большого торга, Хлебной площади.

     Дом очень необычен, т.к.  весь внешний вид дома не соответствует  господствующим архитектурным стилям того времени:  эклектике и модерну. Он деревянный и соответствует псевдорусскому стилю, в то время как помещения для прислуги и подсобные помещения были каменные, а построен он из самого простого сруба! Хлебная площадь того времени еще только начинала застраиваться и для того чтобы утвердить свой высокий статус следовало установить дом именно там, показав тем самым свою влиятельность, высокий уровень достатка и непосредственную причастность к торговым делам.

    Чем же обусловлен выбор псевдорусского стиля купцом Аверьяновым? Российскому купеческому сословию всегда была присуща глубокая религиозность. По некоторым данным он являлся старостой ныне разрушенной Церкви Сретения. Она была построена в 1901 году с использованием русско-византийских мотивов, которые являются одним из направлений псевдорусского стиля. Значит, дом Аверьянова составлял один общий ансамбль с церковью.

    Любопытно, что жители самого дома ничего не знают о его богатой истории. Большинство из них живет там с пятидесятых годов прошлого века. На мой вопрос знают ли они, кто проживал в этом доме до революции, отвечают: «Поп какой-то». Следовательно, живет в этих людях память о прошлом, хоть и исказившаяся со временем!

    Еще совсем маленькой девочкой, я, пробегая мимо этого дома, удивлялась той силе, которая смогла  его воздвигнуть. Это должны были быть сказочные великаны удивительной силы. Дом для меня был настолько велик, что я, даже подпрыгнув, не смогла бы достать до того места, где кончается подклет. Особенно меня поражала резьба на наличниках и подзоре. Какими должны были быть руки, создавшие всю эту красоту? Сколько времени ушло на украшение дома?

    Детское воображение угадывало в этих  узорах удивительные картины! В одном узоре мне виделась девочка, в пышном платье, в другом трехглавый змей-Горыныч. Становясь старше, я видела уже что-то совершенно иное и каждый раз новое. Девочка превратилась в царицу в пышных одеяниях, а змей – Горыныч стал букетом цветов. В итоге, я заинтересовалась тем, каково истинное значение  узоров на домах. И выяснила, что многие из них языческого происхождения. Не удивляйтесь тому, что в православной России, которая якобы отказалась о язычества, вдруг появляются узоры, в точности повторяющие изображения языческих богов. Безусловно, наши предки молились православному Богу, соблюдали обряды, соответствующие вере, но, как говорится, на Бога надейся, а сам не плошай.

     Даже самая простая завитушка скрывает в себе колоссальную информацию, как древний иероглиф она имеет свое значение. Зная эти значения,  мы смогли бы вести диалог с прошлым, понимать то, что сказали нам древние.

     На доме Аверьянова 7 резных наличников. Каждый из них украшен той же резьбой что и другой. Верхняя часть наличника изображает собой небо и непрерывный ход солнца по небу, она как бы нависает над тем, что изображено ниже. А ниже изображены искусно вырезанные складки ткани, символизирующие, возможно, домашний уют. По бокам расположены бутылочки, которые мы встречаем в украшении кораблей. Наличники  украшены рельефной или, как ее еще называют «глухой», «корабельной» резьбой. Многие резчики, работавшие на судоверфях, украшали «корабельной» резьбой жилые постройки. Вероятно, Аверьянов нанял для украшения своего дома отходническую бригаду со средней Волги. Тот богатый опыт, что имелся в украшении домов на средней Волге, лег на благодатную почву  г. Борисоглебска.

     Над наличниками под самой крышей расположены резные  украшения, называемые подзором. Не один день я всматривалась в удивительные изображения – плод воображения древнего мастера. Начиная с крыши, маленькими полукругами показан вечный ход солнца по небу. Прямо под ним расположен узор напоминающий букву «Д». Я долго не могла понять значение этого символа, пока мне в руки не попал удивительный документ: «Сборник-календарь Тамбовской губернии» за 1903 год. В нем я искала имя и отчество Аверьянова. Оказалось его звали Никанор Данилыч. Нетрудно догадаться что дом, построенный еще при отце Никанора Данилыча, отобразил в узоре первую букву  имени купца.

     В самом начале исследования предполагалось, что дом отапливался печками голландками. В ходе исследования вскрылся удивительный факт, отопление производилось теплым воздухом, подобно отоплению в храме  Спаса-на-крови. Под домом, в подвале стояла большая печь- калорифер, теплый воздух от которой двигался по трубам наверх, в помещения и, что особо удивительно, под пол. Поясню, пол был двойной, между двумя стенками пола гулял теплый воздух. Представляете, какой древней оказывается идея теплого пола, активно внедряемого строительной индустрией в наши дни?

     Сейчас  дом утонул в зелени деревьев и кустарников, которая на время скрасила все недостатки. Некогда красивый, основательный, продуманный до мелочей мир его разрушен и засыпан слоем мусора. А дом купца Аверьянова имеет большое значение для истории развития Борисоглебска. Здесь размещалось частное коммерческое училище, основанное Н.Н. Корытиным.  В декабре 1917 года Н.Н. Корытин организовал в этом здании выпуск первой большевистской газеты «Наша правда», редакция и типография которой располагались в этом же доме.

     Какая-то всемогущая сила, и впрямь наверное сказочная, сохраняет до сих пор памятники деревянного архитектурного искусства на улицах нашего города. Но только в наших, человеческих, силах уберечь эту красоту души  народа и передать без стыда грядущим поколениям как символ добра, нравственной чистоты, неразрывной связи множества поколений русских людей.

Школа новых технологий

Календарь
«  Май 2025  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031
Архив
Поиск
Другое дело